Написать в WhatsApp
Каталог НАЗАД

Апекс поворота - что это? Виды апекса и правила прохождения


Апекс поворота - что это? Виды апекса и правила прохождения Если интересовались кольцевыми, шоссейными автогонками, наверняка слышали, об апексе. По мнению комментаторов и журналистов любой гонщик должен идеально вкладываться в этот параметр. Рядовому автолюбителю не понятно, что это за таинственный параметр. Давайте разберемся применением в обычном вождении.
apeks (1).jpg

Апекс – что это

Стоит разобраться с определением геометрическим апекса. Это вершина поворота. Точнее, точка где колесо машины будет прикасаться к внутренней обочине в той стороне куда он поворачивает. 
Представим поворот, как возвышение. Тогда апекс будет совпадать с ее геометрической вершиной. Этот факт привел к тому, что апекс по-другому называют вершиной.
Существует еще одна характеристика апекса. Это место, где автомобиль завершает маневр и начинает выравнивать траекторию. Можно назвать место, выходом из поворота. Технически транспортное средство движется в этом месте медленнее всего, при равновеликой скорости.
apeks (4).jpg
Нужно учитывать, геометрически рассчитанный апекс не всегда имеет выгоду в гонках. Может находиться в неудобных местах. Именно поэтому, часто при расчете траекторий используют понятия поздний или ранний апекс. Что это такое рассмотрим далее.

Понятия ранний и поздний апекс

Разберем апекс поздний. Здесь машина входит в изгиб трассы по широкой дуге. Касание до обочины внутренней или разделительной полосы происходит после прохождения всего поворота. Выход из маневра происходит по узкой дуге.
apeks (5).jpg
При апексе раннем машина срезает часть геометрической вершины поворота. Но, зато выходит уже по более широкой проложенной траектории. Касание с обочиной проходит раньше точки геометрического места апекса.
Если рассматривать все разновидности данного явления, можно обратить внимание, что он очень редко совпадает с геометрическим расположением. Это в первую очередь происходит из-за особенностей местности. Нужно учитывать цели водителя. Вершина поворота будет разной в случае, если требуется ускорить прохождение и нужно сократить расстояние.
Практика вождения говорит, что разница между апексами серьезна. Прокладывая путь с ранним апексом, удается входить в изгиб трассы на более высокой скорости. Но, чтобы не вылететь с дороги, требуется оттормаживаться на выходе, и сильнее выворачивать руль. При этом выход из поворота будет медленным.
apeks (7).jpg
Ранний вариант приводит к снижению устойчивости автомобиля. Снижается пройденный путь, но время прохождения поворота увеличивается. Такое вождение обычно считают ошибкой.
Если используется поздний апекс, наоборот вход в него происходит по широкой дуге. Соответственно выход идет по распрямленной траектории. Входит автомобиль на меньшей скорости, после прохождения вершины начинает разгоняться. В таком случае также не теряется устойчивость и управляемость автомобиля.

Промахнуться мимо апекса

apeks (3).jpg
Если автомобиль не попал в нужную траекторию, которая является оптимальной для достижения задачи, говорят «водитель не попал в апекс». Примером может стать случай, когда при прохождении апекса позднего, раньше необходимого начать поворачивать руль, потеряв преимущество в скорости.

Могут ли пригодится эти знания в повседневном вождении

Одной из базовых сложностей в автогонках является прохождение поворотов. Изучение этой теории отнимает много времени у автогонщиков. Но, давайте рассмотрим пример использования знания применительно к обычной дороге.
apeks (1).png
Предположим у нас есть обычная загородная трасса, которая имеет повороты. На каждом повороте имеются все виды точек, но водителю нужно знать и уметь выискивать позднюю вершину, это обеспечит наибольшую безопасность. Стоит помнить, что нет одинаковых поворотов и условий. В каждом конкретном случае параметр будет свой.
Для безопасного движения, стоит выбирать траекторию с поздним апексом. То есть, заходить в поворот по широчайшей дуге, выход происходит по узкой и безопасной траектории. Это позволит избежать вылета на встречку или обочину. Оптимальным вариантом считается прохождение поворота, когда не потребуется тормозить или доворачивать руль. В самом идеальном варианте можно прибавить газу в конце поворота.
Но учтите, что поведение автомобиля на дороге во многом зависит от качества шин. Если у вас плохая резина, то даже автомобиль обладающими отличными ходовыми характеристиками не обеспечит безопасное прохождение крутых поворотов. В наших шинных центрах вам помогут подобрать хорошие шины и диски под ваш автомобиль.


Возврат к списку