Написать в WhatsApp
Каталог НАЗАД

Как придумали светофор


Как придумали светофор

Время после окончания Великой войны начала двадцатого века считается одним из лучших во всей истории государства США. Так как экономика растет, соответственно постоянно изобретают новинки. Постепенно Нью-Йорк превращается в тот город, которым он является и сейчас. В это же время автомобили перестают быть роскошью. Машины оказались вполне доступны рядовому человеку. Форд используя конвейерную сборку Ford T сделал эту машину очень дешевой. Купить автомобиль в 1916 году можно было за 440 долларов, это четырехмесячная зарплата рабочего. Вот тут выяснилось, что автомобилей полно, а вот инфраструктуры для безопасности нет — дороги, светофоры, их на улицах фактически не было.

Считается, что самый первый работающий светофор поставили в Лондоне, еще в 1868 году. Но, это неверное утверждение. Возле здания парламента в Лондоне поставили семафор, напоминающий железнодорожный. У семафора имелась пара стрелок, они руками поднимались или под угол 45° (внимание), или опускались горизонтально (стой). Семафор имел и освещение, в темноте использовался газовый фонарь. Он подавал сигнал зеленого, а в случае наличия необходимости красного цвета. Но, уже в 1869 году используемый фонарь взорвался, причинив ранения обслуживавшему его полицейскому.

Наиболее напряженной улицей в Нью-Йорке всегда была Пятая авеню. Поэтому неудивительно, что именно там решили поставить первые светофоры, тогда они были полуавтоматическими. Это будка, где сидели управляющие движением полицейские. Такие будки можно было встретить в Нью-Йорке до 1929 года.

В принципе изобретателями самого первого светофора можно назвать и древних вавилонян. Есть сведения, что правивший в 1793-1750 годах до н.э., царь Хаммурапи приказывал рабам носить коромысла с чашами, которые наполнялись нефтью. Эту нефть поджигали, что позволяло предупреждать возниц, и таким нехитрым способом регулировать движение.

svetofory-v-Nyu-Jorke-768x559.jpg

Светофор, который можно назвать настоящим впервые изобрели в 1914 году. Пятого августа в Кливленде поставили полуавтоматические светофоры, разработанные Джеймсом Хогом. Они снабжались зеленым и красным сигналом, вправлялись человеком, сидящим в будке. На тот момент, власти и автоводители не смогли оценить преимущества нового устройства, для понимания в 1914 году Кливленд еще не был заполнен автомобилями, Ford T еще только набирал популярность. Поэтому, светофоры не составили конкуренции привычным регулировщикам.

А вот, через шесть лет Детройт, уже по праву был городом моторов. Пробки в городе были очень большими, автотранспорт ездил без особых ограничений, что приводило к сложностям работы регулировщиков. Поэтому, один из шефов детройтской полиции господин Уильям Поттс вложил свои сбережения в создание дорожной инфраструктуры, это было в 1920 году. Всего полицейский потратил 37 долларов на провода и создание первого светофора, установленного в Детройте. Его поставили на пересечении Мичиган с постоянно забитой Вудворд авеню. Этот прибор имел уже кроме зеленого и красного, еще и желтый сигнал. Дополнительным цветом предупреждали пешеходов и водителей о смене сигнала.

Этот светофор делался полуавтоматическим, а Поттса после его монтажа стали наименовать «Мистер светофор».

В том же 1920 году первые светофоры поставили и в Нью-Йорке. Вот тут они и показали свою эффективность. Фактически именно с Нью-Йорка светофоры стали распространяться. Причиной стала возможность ускорить движение транспорта. До установки светофора по Пятой авеню можно было проехать за сорок минут, со светофором этот путь сокращался до 10 минут.

Но, у «пробочных башен» были и недочеты. Первые светофоры устанавливались посреди перекрестка, что было не совсем удобно и ограничивало движение. Другой минус, по мнению многих людей был более весомым — светофоры требовали обязательного присутствия человека. По некоторым данным к середине 20-х годов в городе Нью-Йорк регулировкой движения постоянно занималось 10% сотрудников полиции.

До создания светофоров полицейские осуществляли регулировку подручными способами. Это были таблички, жезлы и фонари.

Изобретатель афроамериканского происхождения Гэррэт Морган в 1923 году запросил патент на первый полностью автоматический светофор. Он сам переключал сигналы. В пояснительной записке указывалось, что прибор позволяет сделать регулировку проезда независимой от регулировщика и водителя. Также указывалось, что прибор соответствует принципу демократии — все полностью равны перед законом. Зарегистрировали данный патент на изобретение также 5 августа, вообще многие события, связанные с появлением и развитием светофора, произошли в этот день. По воспоминаниям знакомых Моргана, на создание прибора его подтолкнула авария, произошедшая у него на глазах.

Kto-pridumal-svetofor-4.jpg

Иногда можно встретить данные, что Гэррэт Морган смог разбогатеть с помощью изобретения светофора. Но, на самом деле это не верное утверждение. Изобретатель первые свои деньги сделал на креме, который выпрямлял волосы. Также в 1914 году Морган запатентовал наиболее первый в мире противогаз. Возвращаясь к автоматическому светофору, изобретатель Морган продал патент компании General Electric, взяв за него 40 тысяч долларов, тогда это были существенные деньги.

На практике в 1923 году по США эксплуатировалось больше 50 разных типов светофоров. Только прибор Моргана стал настолько удобным и простым, что им быстро заменили остальные разновидности. Нужно также добавить, что все современные светофоры до сих пор имеют такую же схему работы, изменилась лишь начинка приборов.

Также в США довольно быстро изобрели несколько дополнительных конструкций светофоров, внимание стоит уделить прибору, созданному Attica Traffic Signal Company, они использовали несколько лампочек, которые загораясь демонстрировали оставшееся время до начала движения. Сейчас это используется в автоспорте.

В нашей стране первый светофор установили лишь в 1930 году. 15 января поставили прибор в Ленинграде на перекрестке Проспекта Володарского (ныне Литейный) и Проспекта 25 октября (ныне Невский). В Москве светофор был установлен также в 1930 году, но перед Новым годом, на перекрестке Кузнецкий Мост и Петровка. Так светофоры стали продвигаться и в СССР, что было связано с развитием транспорта.

Любопытно, что в Японии довольно долго разрешающим цветом был синий. Сейчас в стране используется стандартный для всего мира набор.

За последний век светофор все время развивался, подстраиваясь под потребности, учитывая особенности движения в определенные этапы развития транспорта. Сейчас это сложное и удобное устройство. Встречаются светофоры не только для автотранспорта. Есть модификации для пешеходов, велосипедов, трамваев и гужевого транспорта. Имеются модели со стрелками, а также звуковые варианты для слабовидящих пешеходов.

На данный момент самый большой светофор можно увидеть в Лондоне. Фактически это своеобразное светофорное дерево. Расположен этот сложный прибор на площади возле Канарского причала. Причем он не является регулирующим. Просто это своеобразный памятник и символ победы над хаосом на дороге. Высота светофора 8 метров, на нем размещено 75 отдельных приборов, которые управляются одним компьютерным блоком.

Иногда светофоры считают ограничителем свободы. Но, нужно помнить, что эти приборы за столетие своей работы сохранили большое число жизней.


Возврат к списку